ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад № 5 "ЖЕМЧУЖИНА"
г. Каменск-Уральский
ул. Карла Маркса, д.77
+7 (3439) 37-00-15
detsad5.k-ur@yandex.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 5 "ЖЕМЧУЖИНА"
МЕНЮ

Проголосуй за благоустройство своего города!

Буклет "Как защитить персональные данные"

300 лет системе образования города Каменска-Уральского

Год семьи

Год семьи
12
сентября
2024

Использование развивающих игр с кубиками Б.П. Никитина

«Сложи узор» с детьми дошкольного возраста

Кубики Никитина - это прекрасные и увлекательные пособия для развития интеллектуальных способностей детей, в которых всегда есть один простой базовый набор: кубики - из которых необходимо сложить узор; рамки - вкладыши илиif3ewhf9mj4.jpg геометрические фигуры. С их помощью можно создавать различные задания для малышей разного уровня сложности.

При игре в кубики, необходимо придерживаться основных правил:

  • Сначала - взрослый, потом - ребенок (выполняя задания, вы сами прочувствуете, с какими сложностями может столкнуться ребенок)
  • Подсказки давать запрещено!
  • На решение задачи ребенку нужно давать столько времени, сколько требуется.
  • Если ребенок не справляется, делайте вынужденные перерывы, возвращаясь к простым вариантам.

Одна из любимых игр детей с кубиками Б.П. Никитина - игра «Сложи узор». Игра «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков. Каждый кубик окрашен в 4 цвета (синий, жёлтый, красный, белый) и две грани кубика двуцветные (бело-­красные и сине-желтые). С помощью этой игры можно создать огромное количество разных интересных узоров, буквы, цифры, животных и многое другое.

Задания для игры делятся по количеству использованных кубиков:

  • этап - задания из 4-х кубиков.
  • этап - из 9-ти кубиков.
  • этап - из 16-ти кубиков с прорисовкой, а впоследствии - без прорисовки границ рисунка.

Таким образом, возрастает сложность заданий от этапа к этапу. В этом и заключается принцип от «простого к сложному», когда предыдущее задание подготавливает малыша к следующему. Все это в совокупности дает возможность ребенку находить решение самостоятельно, без подсказки.

В настоящее время разработаны различные пособия и альбомы, которые помогают педагогу в организации игр с кубиками.

Игры можно разделить на 3 этапа.

1 этап игры - МЛАДШАЯ ГРУППА.

На данном этапе используют задания из альбома «Сложи узор» для малышей».

У малышей наглядно-образное мышление, поэтому схемы в альбоме «оживают» и кубики превращаются в бабочек, цветочки, зверят.

Выполняя такие задания, дети усваивают понятия закономерности и последовательности.

2 этап игры - СРЕДНЯЯ ГРУППА.

В работе с детьми данного возраста используются задания из альбома «Чудо- Кубики. Сложи узор».

Учитывая принцип от простого к сложному, задания 2 этапа усложняются, состоят из 9-ти кубиков.

Задания данного альбома учат детей симметрично выкладывать узоры на картинке и тренирует внимание.

3 этап игры - СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ.

Используются задания и игры из альбома «Чудо-кубики 2».

Задания - картинки в этом альбоме состоят из 16-ти кубиков с прорисованными гранями. В дальнейшем задания усложняются и картинки предлагаются без прорисовки границ.

Таким образом, развивающее пособие «Сложи узор» - универсально. Один и тот же набор кубиков можно использовать на протяжении всего дошкольного детства, постепенно усложняя игру и задания к ней.

Кубики «Сложи узор» могут использоваться в коррекционной и диагностической работе с детьми с ОВЗ.

Плюс данной технологии еще и в том, что она развивает:

  • наглядно действенное мышление
  • мыслительные операции: сравнения, анализа, синтеза
  • цветовое восприятие
  • самоконтроль и самоанализ
  • развивает зрительную память, мелкую моторику, чувство симметрии и т.д.

Карова Алена Викторовна,

учитель-дефектолог

12
сентября
2024

Су –Джок терапия

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.

Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа) является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.  

bomaum9xqpa9nx0nj35kqi1fvv0p2v8n.jpg

Пальчиковые игры с шариком Су – Джок

Описание: Движения шарика выполняются в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

 Описание: Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым
пальчиком и поднимать

«Крючочки»

Как наш пальчик изловчился.

И за шарик зацепился.

Буду шарик поднимать.

Свои пальцы обучать.

 Массаж пальцев эластичным кольцом

Описание: поочередно прокатывать массажные кольца
по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой
гимнастики.

Раз - два - три - четыре - пять,

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Описание: поочередно прокатывать массажные кольца
по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой
гимнастики.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!

 Описание: поочередно прокатывать массажные кольца
по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой
гимнастики.

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

 

Карова Алена Викторовна,

учитель-дефектолог

16
мая
2024

«Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Лепка из пластилина – это эффективный метод развития мелкой моторики рук. При работе ребёнка с пластилином на его ладошках и ногтевых фалангах пальцев массируются зоны нервных окончаний. Эти нервные окончания задействованы в развитии его внимания, памяти и логического мышления.
Многие родители, заинтересованные в том, чтобы их дети развивались, знают, насколько важны для детей занятия лепкой. Именно поэтому, возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
С целью развития тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук детей раннего и младшего дошкольного возраста, в  качестве средства для развития мелкой моторики рекомендуется использовать пластилинографию.
 
 Методы и приёмы, используемые в работе с пластилином:
1. Примазывание. 
Для того чтобы выполнить работу в этой технике, необходимо взять пластилин нужного цвета и размазывать его по контуру рисунка. Предварительно сделать карандашный набросок.  Отрывая маленькие кусочки пластилина заполнить пространство рисунка, при этом, поверхность можно разгладить пальцем, предварительно смоченный водой. Сверху основного цвета можно добавлять детали разных цветов и оттенков. Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, выполняемого кончиками пальцев. Для того чтобы поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой.
2. Скатывание. 
Оторвав небольшой кусочек пластилина, из него необходимо сформировать небольшой шарик, путём катания его круговыми движениями между большим и указательным пальцами. Этот метод «раскрашивания» делает рисунок объемным, очень оживляет.
3. Надавливание. 
Работа выполняется также,  как и при приёме скатывания. Необходимо нажать на скатанный шарик пальцами, для того чтобы получилась лепёшка. Надавливать необходимо на плоской основе поделки. Желательно, чтобы шарики были одинакового размера.
4. Размазывание. 
Надавливаем на скатанный шарик указательным пальцем и оттягиваем его в нужном направлении.
5. Лепка из «колбасок». 
Скатывание «колбасок». Раскатываем пластилиновые колбаски нужной длины и толщины. На заранее подготовленный рисунок по контуру выкладываем слепленные колбаски. Необходимо выбрать пластилин, который будет выгодно смотреться на выбранном фоне.
6. Лепка с использованием природных материалов. 
Вылепив картину или контурное изображение, далее это можно оформить природным материалом (косточки, семечки, семена и т.д.)
7. Рельефный рисунок с помощью стеки. 
8. Отпечатки.
Один из самых увлекательных уроков для детей – это отпечатки на пластилине. Сделайте лепёшку из пластилина, и делайте отпечатки крышкой, игрушкой, ручкой, своим собственным пальцем, ложкой.
9. Трафаретное рисование. 
Для этой работы понадобится трафарет. Его необходимо наложить на подготовленную основу и заполнить ее пластилином. Когда трафарет будет полностью заполнен, его необходимо убрать с основы – получится готовый рисунок. Его можно дополнять деталями. Другой способ – это когда даётся трафарет – силуэт и он раскрашивается.
10. Процарапывание. 
На картон необходимо нанести тонкий слой пластилина. После чего сам рисунок процарапывается зубочисткой или стеком, как в технике граттаж.
 
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.
Известный педагог Сухомлинский В.А. писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
 
 
Карова Алена Викторовна, учитель-дефектолог
 
16
мая
2024

Рисование красками с детьми раннего возраста

Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование часто несёт в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.
Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей ещё не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе бумаги. Рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом, а так же развивает мелкую моторику рук.
 
 
Техника рисования
Рисование на мокрой бумаге – нанесение краски на лист, предварительно смоченной водой. При этом получается бессюжетный рисунок, на котором можно наблюдать размытые очертания, плавные переходы, смешение красок.
Рисование пальцами – нанесение краски на бумагу при помощи пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущей руки. При соприкосновении  пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии длинной 3-6 сантиметров. Используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и наливаются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой.
Рисование ладонями – нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой, либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски кисточкой используйте разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.
 
Рисование кисточкой – нанесение красок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала следует намочить кисть, затем взять на нее краску и легко, без нажима, нанести на бумагу. В этой технике используются кисти – круглые и плоские, краски – акварель и гуашь, бумага – акварельная или другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:
 Примакивание – нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточки с краской. После соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазков, оторвать от неё.
 Нанесение мазков – рисование кисточкой путём проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо).
 Рисование кисточкой поверх карандашного эскиза – нанесение красок поверх несложного карандашного эскиза, состоящего из простых линий и форм (прямые вертикальные и горизонтальные линии, круги, полукруги, овалы).
Рисование с помощью штампа – нанесение краски на поверхность специальной формы (штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. На штамп можно наносить одну или несколько красок. При помощи этого способа можно получить одинаковые оттиски в  любом количестве, создавать из оттисков одинаковой  и разной формы различные изображения. В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного набора или вырезать шаблоны нужной формы из овощей (морковки, картофеля).
 
Что бы малыш, не испачкал краской мебель, одежду, полы, стену и самого себя, рекомендуется давать их только на занятия, учить пользоваться ими под контролем взрослого, а затем убирать в недоступное для детей место.  
 
Карова Алена Викторовна, учитель-дефектолог
 
Источник:  Методическое пособие «Рисование
 с детьми раннего возраста» Е. А. Янушко
 
16
мая
2024

Игры с крупой на развитие мелкой моторики рук

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребёнком, кроме того способствует развитию мелкой моторики рук, развивает познавательный интерес, усидчивость, концентрацию внимания. В процессе манипуляций сыпучим материалом, дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов.

Для игр с крупами подойдет: гречка, просо, фасоль, семечки, горох, соль. Понадобятся различные емкости, ложечки и сито. Все эти занятия содержат  не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.  Увлекательные работы получаются с использованием манки, пшена, гречки, кукурузной и пшеничной  крупы, фасоли, чечевицы, семечек.  

Игры с крупами:

  • «Прячем ручки»

Возьмите большую миску, высыпьте в неё крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребёнок непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».

  • «Искупаемся»

Возьмите тазик или детскую ванночку, не большой, но чтобы туда мог сесть и встать ребёнок, насыпьте туда гречку или другую крупу, предложите ребенку сначала походить в тазике, а потом и присесть: «Отличный массаж!». У некоторых детишек такое купание вызывает огромный восторг, поэтому будьте готовы, что содержимое тазика окажется вне его, поэтому часто таким «купанием» займитесь в ванной комнате!

  • «Ищем секрет»

Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребёнку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше! 

  • «Сортируем, перекладываем, собираем»

Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребёнку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки - на эту».

  • «Пересыпаем крупу»

Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манку. Обратите внимание, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

  • «Счет, форма, цвет»

Возьмите макароны разного цвета, формы (сейчас в магазинах они представлены в изобилии), перемешайте их, а затем предложите ребёнку их разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3 одинаковых макарошки, чтобы у ребёнка сработала ассоциация: «Круглая к круглой, звездочка к звездочке, бантик к бантику или  красная к красной, зеленая к зеленой».

Разного цвета могут быть не только макароны, но и фасоль, горох, рис.

Важно знать, что если вы сортируете предметы по цветовому признаку, то все предметы должны быть одинаковой формы, и наоборот, если сортируете по форме, то предметы должны быть одного цвета.

Творчество с крупой

  • Рисование

Возьмите поднос и  крупу, на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль, но так, же можно взять рис и гречку), равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать! Покажите, как действовать (проведите несколько линий), предложите то же самое сделать ребёнку.

  • Аппликации

Для выполнения аппликации  понадобится плотный картон или дощечка, краски, карандаши, клей ПВА, крупы, семена, подходящие для раскрашивания вашего рисунка.

На картоне нарисуйте или переведите картинку. Можно приклеить вырезанное изображение из раскраски. Намажьте клей по контуру вашей картинки и засыпьте этот участок крупой, лишнее стряхните. Семена, горох приклеивают по отдельности. Чтоб работа дольше сохранилась, нанесите на неё лак для волос.                                         

Карова Алена Викторовна, учитель-дефектолог

© 2024. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5».