МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад № 5
"ЖЕМЧУЖИНА"
|
|
---|
Одной из главной составляющей полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является развитие сенсорной сферы. Сенсорное развитие способствует формированию полноценного восприятия окружающей действительности, интеллектуальных способностей, речевой активности, психического и физического развития ребенка, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт, что немаловажно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важное значение для сенсорного развития ребенка такой категории приобретает среда, совместные игры с родителями в повседневной жизни, в знакомой и благоприятной обстановке, где он может удовлетворить свои потребности в игре, что способствует эмоциональному контакту и доверительным отношениям в семье.
Сенсорная сфера у детей – это система восприятия окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Через сенсорные ощущения ребенок познает мир, учится различать формы, цвета, звуки, текстуры и запахи.
Восприятие ребенка с отличается от восприятия его сверстников из-за существующих ограничений.
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно выделять характеристики предметов, это требует особого подхода к развитию их сенсорных способностей. Трудности в работе также связаны с неустойчивым вниманием, непониманием простых словесных инструкций, сниженным уровнем памяти, низкой работоспособностью и быстрой утомляемостью.
Практические рекомендации по организации сенсорной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в повседневной жизни
1. Организуйте пространство с учётом особенностей ребенка.
Обеспечьте доступность окружающих предметов и игрушек для ребенка.
2. Используйте разнообразные текстуры и материалы.
Включите в повседневную жизнь предметы с разной текстурой: мягкие, гладкие, шероховатые.
3. Создайте звуковую среду, адаптированную к потребностям ребенка.
Используйте аудиокниги, спокойную музыку или звуки природы, если это способствует концентрации.
4. Используйте яркие контрастные цвета для детей с нарушением зрения.
Применяйте цветные метки на предметах и играх, чтобы помочь ребенку лучше ориентироваться.
5. Адаптируйте сенсорные игры и игрушки.
Подбирайте игры и игрушки, которые стимулируют зрение, слух и тактильное восприятие.
6. Включайте природные элементы в среду.
Организуйте прогулки или внесите в дом элементы природы, такие как растения, песок или вода.
7. Используйте сенсорные панели или уголки.
Создайте дома уголок с сенсорными панелями или модулями, где ребенок сможет взаимодействовать с разными сенсорными стимулами
8. Регулируйте уровень стимуляции.
Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Некоторым детям требуется больше стимуляции, другим — наоборот, минимальная сенсорная нагрузка
9. Используйте успокаивающие сенсорные элементы.
Включите в повседневную жизнь предметы, которые помогают расслабиться: мягкие одеяла, сенсорные подушки, шарики для массажа.
10. Развивайте обонятельные способности.
Используйте безопасные ароматы (например, ароматические масла), чтобы стимулировать обоняние ребенка.
11. Стимулируйте самостоятельность через сенсорную среду.
Давайте ребенку возможность самому выбирать предметы для игры и взаимодействия.
12. Работайте в сотрудничестве со специалистами.
Консультируйтесь с учителями-логопедами, учителями-дефектологами и педагогами-психологами, чтобы корректировать сенсорную среду в зависимости от конкретных потребностей вашего ребенка.
Занятия по сенсорному развитию направлены на улучшение зрительного восприятия и внимания, развитие навыков подражания и формирования целостного восприятия предметов. Они также включают развитие слухового и тактильно-двигательного восприятия, а также восприятия вкусов.
Игры, направленные на чувственное познание предметов, играют важную роль в сенсорном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок познает окружающий мир через свои органы чувств, и сенсорное развитие становится основой для развития всех психических функций ребенка.
Автор: Карова Алена Викторовна, учитель-дефектолог
Источники:
- Кислинг,Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие/ Улла Кислинг; по ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем.К. А. Шарр]. – 7-е изд.-М.: Теревинф, 2017. – 240 с.
- Сакулина Н.П. Формирование сенсорных способностей дошкольников //
- Янушко Е.А. « Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Задержка речевого развития происходит в результате различных причин, которые могут сопровождаться отставанием в моторном развитии. В целом, взрослые могут наблюдать, что ребёнок гиперактивен или гипоактивен. Для этого ребёнка является большой трудностью освоение навыков самообслуживания: есть ложкой, пить из чашки, пробовать обуваться, пытаться снять с себя одежду и так далее. У ребёнка может нарушаться моторная функция, то есть координация движений и мелкая моторика.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:
- По развитию физических качеств. Дети с задержкой речевого развития отличаются от здоровых низким уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий нет.
- По степени сформированности двигательных навыков. Дети с задержкой речевого развития отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью.
Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти).
В этой связи организованная двигательная активность будет способствовать не только двигательному, но речевому и общему психическому развитию.
Организация двигательной активности в домашних условиях
- Массажные дорожки: ходьба по массажным коврикам помогает тренировке мышц стопы. У детей это способствует формированию сводов стоп и профилактике плоскостопия. При хождении по массажным коврикам достигается эффект глубокого приятного точечного массажа стоп. В домашних условиях можно заменить покупное оборудование на то, которое сделано своими руками.
- Полосы препятствий из модулей. Преодоление полосы препятствий развивает ребенка физически (тренирует мышцы, ловкость, координацию движений), позволяет ему изучить возможности своего тела, учит его сообразительности и самостоятельности. В домашних условиях модули можно заменить на подушки разных размеров, мягкие игрушки и одеяла, смотанные в валик.
- Детский игровой туннель: предназначен для развития и совершенствования навыка ползания. В домашних условиях заменить туннель можно с помощью ткани и обруча, чтобы повторить форму туннеля. Либо же использовать стулья и табуреты, под которыми ребенку удобно будет проползти.
- Заворачивание при помощи гимнастического коврика для йоги или одеяла, в которые можно заворачивать детей: также своего рода препятствие. Ребенку необходимо отработать навык, связанный с умением освободить себя от посторонних предметов, задействуя при этом все части тела.
- Деревянная горка: преодоление препятствий в вертикальном положении способствует укреплению мышц рук и ног. В домашних условиях вместо горки дома может использоваться обычная стремянка, с помощью которой можно развить и усовершенствовать навык лазания. Также горку можно заменить перевёрнутым креслом.
- Стенка для скалолазания: отработка навыка лазания. В домашних условиях заменяется крепкой фанерой, на которые крепятся фигуры, за которые ребёнку удобно ухватиться, чтобы залезть выше.
- Специальные плотные модули и фитбол: на этом оборудовании удобно выполнять упражнение «гиперэкстензия» путём поднятия корпуса. Данное упражнение для проработки мышц спины и формирования правильной осанки. В домашних условиях используют спинку кресла или дивана, также подушки. При выполнении упражнения взрослый фиксирует ноги ребёнка.
- Катание с горки: при скатывании с горки у ребенка развивается координация он учится ориентироваться в пространстве. В домашних условиях заменяется крепкой фанерой или гладильной доской.
- Катание на качелях: при катании, особенно на качелях, происходит развитие вестибулярного аппарата ребенка. В домашних условиях родители, держа ребенка за ручки, раскачивают его в разные стороны.
- Подъем и спуск: данное упражнение укрепляет мышцы ног, формируя при этом навык подъема и спуска по лестницы. Необходимо приучать детей ставить поочередно сначала одну, затем другую ногу, поднимаясь на гимнастическую доску, скамейку, ящик, и так же спускаться.
- Ходъба приставным шагом вдоль опоры: упражнение направлено на укрепление мышц ног.
- Ходьба с преодолением препятствий: при ходьбе заинтересовывают ребенка подражательные упражнения. «Пройди, как мышка», «Пройди, как котик»и.
Любая двигательная деятельность при перемещении в пространстве способствует развитию равновесия.
Таким образом, использование оборудования, сделанного своими руками, для занятий физической культуры для детей с ОВЗ способствует физическому и психическому развитию, вырабатывает привычку к ведению здорового образа жизни и проведению полезного досуга.
Автор: Карова Алена Викторовна, учитель-дефектолог
Источники:
- Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Мозаика-Синтез, 2007
- Разенкова Ю.А. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии, М.: Издательский центр «Академия», 2000
- Разенкова Ю.А., Выродова И.А. Игры с детьми младенческого возраста.- М.:Школьная книга,2017
Когда в семье есть ребенок с какими-либо ментальными или физическими особенностями, внимание родителей и социума направлено в первую очередь на него. Но если у ребенка есть условно здоровые братья и сестры, нужна ли этим детям психологическая помощь? Эти дети переживают уникальные эмоции и столкновения с проблемами, которые мы иногда не замечаем.
Признайте их чувства
Первый шаг на пути к поддержке — это признать, что чувства братьев и сестер ребенка с особыми потребностями имеют значение. Они могут испытывать зависть, грусть, уязвимость или даже гордость за своего брата или сестру. Важно создать пространство, где они могут свободно выражать эти эмоции. Поговорите с ними о том, что они чувствуют, и учитывайте их переживания. Это поможет им ощутить свою важность в семье.
Занимайтесь вместе
Запланируйте регулярные совместные занятия, которые будут интересны всем членам семьи. Это могут быть игры, походы на природу или просто вечерние прогулки. Главное, чтобы у детей было время проводить его друг с другом. Эти моменты позволят укрепить связь между братьями и сестрами, напомнят им, что они одна команда, и создадут позитивные воспоминания.
Обсуждайте особенности
Важно объяснить, что означает «особые потребности» и как это влияет на семью. Избегайте сложных терминов, но и не упрощайте. Объясните своим детям, в чём именно заключаются особенности их брата или сестры. Можно использовать книги или видео, чтобы наглядно показать, какие бывают особенности и как с ними жить. Это поможет им не только лучше понять своего брата или сестру, но и развить эмпатию.
Создайте рутину
Предсказуемость может стать важным источником стабильности. Создайте расписание, которое включает время для всех детей в домашних делах, учебе и отдыхе. Пусть каждый член семьи чувствует, что они важны и что их вклады ценны. Это поможет сбалансировать внимание, которое уделяется братьям и сестрам с особыми потребностями, и тем, кто не имеет подобных особенностей.
Позвольте им заботиться
Приучайте братьев и сестер к тому, что они могут помогать и заботиться о своем брате или сестре с особыми потребностями. Это не означает, что они должны брать на себя взрослую ответственность, но простые действия, такие как игра, взаимодействие или помощь в трудных ситуациях, могут не только укрепить их связь, но и помочь развить чувства эмпатии и сострадания.
Не забывайте о личном времени
Убедитесь, что у братьев или сестер также есть время на себя. Они должны знать, что сами могут заниматься своими интересами и хобби. Это поможет им найти свой собственный «голос» и зарядиться энергией, несмотря на нагрузку, которая может возникать в жизни семьи.
Общение на равных
Важно помнить, что ваши дети — не вторая скрипка в этой симфонии. Не забывайте о их жизни, о том, что они тоже хотят делиться своими успехами и неудачами. Выделяйте время для общения с каждым из них. Позвольте им рассказывать о своих переживаниях, не только в контексте специальных потребностей, но и об их собственном мире: друзей, хобби, увлечений.
Помните: любовь и поддержка — это лучшие лекарства для всех!
Автор: Карова Алена Викторовна, учитель-дефектолог
12
сентября
2024
|
Использование развивающих игр с кубиками Б.П. Никитина
«Сложи узор» с детьми дошкольного возраста
Кубики Никитина - это прекрасные и увлекательные пособия для развития интеллектуальных способностей детей, в которых всегда есть один простой базовый набор: кубики - из которых необходимо сложить узор; рамки - вкладыши или геометрические фигуры. С их помощью можно создавать различные задания для малышей разного уровня сложности.
При игре в кубики, необходимо придерживаться основных правил:
- Сначала - взрослый, потом - ребенок (выполняя задания, вы сами прочувствуете, с какими сложностями может столкнуться ребенок)
- Подсказки давать запрещено!
- На решение задачи ребенку нужно давать столько времени, сколько требуется.
- Если ребенок не справляется, делайте вынужденные перерывы, возвращаясь к простым вариантам.
Одна из любимых игр детей с кубиками Б.П. Никитина - игра «Сложи узор». Игра «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков. Каждый кубик окрашен в 4 цвета (синий, жёлтый, красный, белый) и две грани кубика двуцветные (бело-красные и сине-желтые). С помощью этой игры можно создать огромное количество разных интересных узоров, буквы, цифры, животных и многое другое.
Задания для игры делятся по количеству использованных кубиков:
- этап - задания из 4-х кубиков.
- этап - из 9-ти кубиков.
- этап - из 16-ти кубиков с прорисовкой, а впоследствии - без прорисовки границ рисунка.
Таким образом, возрастает сложность заданий от этапа к этапу. В этом и заключается принцип от «простого к сложному», когда предыдущее задание подготавливает малыша к следующему. Все это в совокупности дает возможность ребенку находить решение самостоятельно, без подсказки.
В настоящее время разработаны различные пособия и альбомы, которые помогают педагогу в организации игр с кубиками.
Игры можно разделить на 3 этапа.
1 этап игры - МЛАДШАЯ ГРУППА.
На данном этапе используют задания из альбома «Сложи узор» для малышей».
У малышей наглядно-образное мышление, поэтому схемы в альбоме «оживают» и кубики превращаются в бабочек, цветочки, зверят.
Выполняя такие задания, дети усваивают понятия закономерности и последовательности.
2 этап игры - СРЕДНЯЯ ГРУППА.
В работе с детьми данного возраста используются задания из альбома «Чудо- Кубики. Сложи узор».
Учитывая принцип от простого к сложному, задания 2 этапа усложняются, состоят из 9-ти кубиков.
Задания данного альбома учат детей симметрично выкладывать узоры на картинке и тренирует внимание.
3 этап игры - СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ.
Используются задания и игры из альбома «Чудо-кубики 2».
Задания - картинки в этом альбоме состоят из 16-ти кубиков с прорисованными гранями. В дальнейшем задания усложняются и картинки предлагаются без прорисовки границ.
Таким образом, развивающее пособие «Сложи узор» - универсально. Один и тот же набор кубиков можно использовать на протяжении всего дошкольного детства, постепенно усложняя игру и задания к ней.
Кубики «Сложи узор» могут использоваться в коррекционной и диагностической работе с детьми с ОВЗ.
Плюс данной технологии еще и в том, что она развивает:
- наглядно действенное мышление
- мыслительные операции: сравнения, анализа, синтеза
- цветовое восприятие
- самоконтроль и самоанализ
- развивает зрительную память, мелкую моторику, чувство симметрии и т.д.
Карова Алена Викторовна,
учитель-дефектолог
12
сентября
2024
|
Су –Джок терапия
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.
Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа) является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Пальчиковые игры с шариком Су – Джок
Описание: Движения шарика выполняются в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
Описание: Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым
пальчиком и поднимать
«Крючочки»
Как наш пальчик изловчился.
И за шарик зацепился.
Буду шарик поднимать.
Свои пальцы обучать.
Массаж пальцев эластичным кольцом
Описание: поочередно прокатывать массажные кольца
по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой
гимнастики.
Раз - два - три - четыре - пять,
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Описание: поочередно прокатывать массажные кольца
по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой
гимнастики.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Описание: поочередно прокатывать массажные кольца
по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой
гимнастики.
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Карова Алена Викторовна,
учитель-дефектолог