МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад № 5
"ЖЕМЧУЖИНА"
|
|
---|
Год семьи
12
сентября
2024
|
Использование развивающих игр с кубиками Б.П. Никитина
«Сложи узор» с детьми дошкольного возраста
Кубики Никитина - это прекрасные и увлекательные пособия для развития интеллектуальных способностей детей, в которых всегда есть один простой базовый набор: кубики - из которых необходимо сложить узор; рамки - вкладыши или геометрические фигуры. С их помощью можно создавать различные задания для малышей разного уровня сложности.
При игре в кубики, необходимо придерживаться основных правил:
- Сначала - взрослый, потом - ребенок (выполняя задания, вы сами прочувствуете, с какими сложностями может столкнуться ребенок)
- Подсказки давать запрещено!
- На решение задачи ребенку нужно давать столько времени, сколько требуется.
- Если ребенок не справляется, делайте вынужденные перерывы, возвращаясь к простым вариантам.
Одна из любимых игр детей с кубиками Б.П. Никитина - игра «Сложи узор». Игра «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков. Каждый кубик окрашен в 4 цвета (синий, жёлтый, красный, белый) и две грани кубика двуцветные (бело-красные и сине-желтые). С помощью этой игры можно создать огромное количество разных интересных узоров, буквы, цифры, животных и многое другое.
Задания для игры делятся по количеству использованных кубиков:
- этап - задания из 4-х кубиков.
- этап - из 9-ти кубиков.
- этап - из 16-ти кубиков с прорисовкой, а впоследствии - без прорисовки границ рисунка.
Таким образом, возрастает сложность заданий от этапа к этапу. В этом и заключается принцип от «простого к сложному», когда предыдущее задание подготавливает малыша к следующему. Все это в совокупности дает возможность ребенку находить решение самостоятельно, без подсказки.
В настоящее время разработаны различные пособия и альбомы, которые помогают педагогу в организации игр с кубиками.
Игры можно разделить на 3 этапа.
1 этап игры - МЛАДШАЯ ГРУППА.
На данном этапе используют задания из альбома «Сложи узор» для малышей».
У малышей наглядно-образное мышление, поэтому схемы в альбоме «оживают» и кубики превращаются в бабочек, цветочки, зверят.
Выполняя такие задания, дети усваивают понятия закономерности и последовательности.
2 этап игры - СРЕДНЯЯ ГРУППА.
В работе с детьми данного возраста используются задания из альбома «Чудо- Кубики. Сложи узор».
Учитывая принцип от простого к сложному, задания 2 этапа усложняются, состоят из 9-ти кубиков.
Задания данного альбома учат детей симметрично выкладывать узоры на картинке и тренирует внимание.
3 этап игры - СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ.
Используются задания и игры из альбома «Чудо-кубики 2».
Задания - картинки в этом альбоме состоят из 16-ти кубиков с прорисованными гранями. В дальнейшем задания усложняются и картинки предлагаются без прорисовки границ.
Таким образом, развивающее пособие «Сложи узор» - универсально. Один и тот же набор кубиков можно использовать на протяжении всего дошкольного детства, постепенно усложняя игру и задания к ней.
Кубики «Сложи узор» могут использоваться в коррекционной и диагностической работе с детьми с ОВЗ.
Плюс данной технологии еще и в том, что она развивает:
- наглядно действенное мышление
- мыслительные операции: сравнения, анализа, синтеза
- цветовое восприятие
- самоконтроль и самоанализ
- развивает зрительную память, мелкую моторику, чувство симметрии и т.д.
Карова Алена Викторовна,
учитель-дефектолог
12
сентября
2024
|
Су –Джок терапия
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.
Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа) является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Пальчиковые игры с шариком Су – Джок
Описание: Движения шарика выполняются в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
Описание: Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым
пальчиком и поднимать
«Крючочки»
Как наш пальчик изловчился.
И за шарик зацепился.
Буду шарик поднимать.
Свои пальцы обучать.
Массаж пальцев эластичным кольцом
Описание: поочередно прокатывать массажные кольца
по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой
гимнастики.
Раз - два - три - четыре - пять,
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Описание: поочередно прокатывать массажные кольца
по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой
гимнастики.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Описание: поочередно прокатывать массажные кольца
по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой
гимнастики.
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Карова Алена Викторовна,
учитель-дефектолог
16
мая
2024
|
«Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»
16
мая
2024
|
Рисование красками с детьми раннего возраста
16
мая
2024
|
Игры с крупой на развитие мелкой моторики рук
Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребёнком, кроме того способствует развитию мелкой моторики рук, развивает познавательный интерес, усидчивость, концентрацию внимания. В процессе манипуляций сыпучим материалом, дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов.
Для игр с крупами подойдет: гречка, просо, фасоль, семечки, горох, соль. Понадобятся различные емкости, ложечки и сито. Все эти занятия содержат не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Увлекательные работы получаются с использованием манки, пшена, гречки, кукурузной и пшеничной крупы, фасоли, чечевицы, семечек.
Игры с крупами:
- «Прячем ручки»
Возьмите большую миску, высыпьте в неё крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребёнок непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».
- «Искупаемся»
Возьмите тазик или детскую ванночку, не большой, но чтобы туда мог сесть и встать ребёнок, насыпьте туда гречку или другую крупу, предложите ребенку сначала походить в тазике, а потом и присесть: «Отличный массаж!». У некоторых детишек такое купание вызывает огромный восторг, поэтому будьте готовы, что содержимое тазика окажется вне его, поэтому часто таким «купанием» займитесь в ванной комнате!
- «Ищем секрет»
Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребёнку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!
- «Сортируем, перекладываем, собираем»
Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребёнку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки - на эту».
- «Пересыпаем крупу»
Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манку. Обратите внимание, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.
- «Счет, форма, цвет»
Возьмите макароны разного цвета, формы (сейчас в магазинах они представлены в изобилии), перемешайте их, а затем предложите ребёнку их разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3 одинаковых макарошки, чтобы у ребёнка сработала ассоциация: «Круглая к круглой, звездочка к звездочке, бантик к бантику или красная к красной, зеленая к зеленой».
Разного цвета могут быть не только макароны, но и фасоль, горох, рис.
Важно знать, что если вы сортируете предметы по цветовому признаку, то все предметы должны быть одинаковой формы, и наоборот, если сортируете по форме, то предметы должны быть одного цвета.
Творчество с крупой
- Рисование
Возьмите поднос и крупу, на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль, но так, же можно взять рис и гречку), равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать! Покажите, как действовать (проведите несколько линий), предложите то же самое сделать ребёнку.
- Аппликации
Для выполнения аппликации понадобится плотный картон или дощечка, краски, карандаши, клей ПВА, крупы, семена, подходящие для раскрашивания вашего рисунка.
На картоне нарисуйте или переведите картинку. Можно приклеить вырезанное изображение из раскраски. Намажьте клей по контуру вашей картинки и засыпьте этот участок крупой, лишнее стряхните. Семена, горох приклеивают по отдельности. Чтоб работа дольше сохранилась, нанесите на неё лак для волос.
Карова Алена Викторовна, учитель-дефектолог