ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад № 5 "ЖЕМЧУЖИНА"
г. Каменск-Уральский
ул. Карла Маркса, д.77
+7 (3439) 37-00-15
detsad5.k-ur@yandex.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 5 "ЖЕМЧУЖИНА"
МЕНЮ

Проголосуй за благоустройство своего города!

Буклет "Как защитить персональные данные"

Одной из главной составляющей полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является развитие сенсорной сферы. Сенсорное развитие способствует формированию полноценного восприятия окружающей действительности, интеллектуальных способностей, речевой активности, психического и физического развития ребенка, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт, что немаловажно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важное значение для сенсорного развития ребенка такой категории приобретает среда, совместные игры с родителями в повседневной жизни, в знакомой и благоприятной обстановке, где он может удовлетворить свои потребности в игре, что способствует эмоциональному контакту и доверительным отношениям в семье.

Сенсорная сфера у детей – это система восприятия окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Через сенсорные ощущения ребенок познает мир, учится различать формы, цвета, звуки, текстуры и запахи.

Восприятие ребенка с отличается от восприятия его сверстников из-за существующих ограничений.

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно выделять характеристики предметов, это требует особого подхода к развитию их сенсорных способностей. Трудности в работе также связаны с неустойчивым вниманием, непониманием простых словесных инструкций, сниженным уровнем памяти, низкой работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Практические рекомендации по организации сенсорной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в повседневной жизни

1. Организуйте пространство с учётом особенностей ребенка.

Обеспечьте доступность окружающих предметов и игрушек для ребенка.

2. Используйте разнообразные текстуры и материалы.

Включите в повседневную жизнь предметы с разной текстурой: мягкие, гладкие, шероховатые.

3. Создайте звуковую среду, адаптированную к потребностям ребенка.

Используйте аудиокниги, спокойную музыку или звуки природы, если это способствует концентрации.

4. Используйте яркие контрастные цвета для детей с нарушением зрения.

Применяйте цветные метки на предметах и играх, чтобы помочь ребенку лучше ориентироваться.

5. Адаптируйте сенсорные игры и игрушки.

Подбирайте игры и игрушки, которые стимулируют зрение, слух и тактильное восприятие.

6. Включайте природные элементы в среду.

Организуйте прогулки или внесите в дом элементы природы, такие как растения, песок или вода.

7. Используйте сенсорные панели или уголки.

Создайте дома уголок с сенсорными панелями или модулями, где ребенок сможет взаимодействовать с разными сенсорными стимулами

8. Регулируйте уровень стимуляции.

Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Некоторым детям требуется больше стимуляции, другим — наоборот, минимальная сенсорная нагрузка

9. Используйте успокаивающие сенсорные элементы.

Включите в повседневную жизнь предметы, которые помогают расслабиться: мягкие одеяла, сенсорные подушки, шарики для массажа.

10. Развивайте обонятельные способности.

Используйте безопасные ароматы (например, ароматические масла), чтобы стимулировать обоняние ребенка.

11. Стимулируйте самостоятельность через сенсорную среду.

Давайте ребенку возможность самому выбирать предметы для игры и взаимодействия.

12. Работайте в сотрудничестве со специалистами.

Консультируйтесь с учителями-логопедами, учителями-дефектологами и педагогами-психологами, чтобы корректировать сенсорную среду в зависимости от конкретных потребностей вашего ребенка.

Занятия по сенсорному развитию направлены на улучшение зрительного восприятия и внимания, развитие навыков подражания и формирования целостного восприятия предметов. Они также включают развитие слухового и тактильно-двигательного восприятия, а также восприятия вкусов.

Игры, направленные на чувственное познание предметов, играют важную роль в сенсорном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок познает окружающий мир через свои органы чувств, и сенсорное развитие становится основой для развития всех психических функций ребенка.

Автор: Карова Алена Викторовна, учитель-дефектолог

Источники:

  • Кислинг,Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие/ Улла Кислинг; по ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем.К. А. Шарр]. – 7-е изд.-М.: Теревинф, 2017. – 240 с.
  • Сакулина Н.П. Формирование сенсорных способностей дошкольников //
  • Янушко Е.А. « Сенсорное развитие детей раннего возраста».
© 2025. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5».