Задержка речевого развития происходит в результате различных причин, которые могут сопровождаться отставанием в моторном развитии. В целом, взрослые могут наблюдать, что ребёнок гиперактивен или гипоактивен. Для этого ребёнка является большой трудностью освоение навыков самообслуживания: есть ложкой, пить из чашки, пробовать обуваться, пытаться снять с себя одежду и так далее. У ребёнка может нарушаться моторная функция, то есть координация движений и мелкая моторика.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:
- По развитию физических качеств. Дети с задержкой речевого развития отличаются от здоровых низким уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий нет.
- По степени сформированности двигательных навыков. Дети с задержкой речевого развития отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью.
Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти).
В этой связи организованная двигательная активность будет способствовать не только двигательному, но речевому и общему психическому развитию.
Организация двигательной активности в домашних условиях
- Массажные дорожки: ходьба по массажным коврикам помогает тренировке мышц стопы. У детей это способствует формированию сводов стоп и профилактике плоскостопия. При хождении по массажным коврикам достигается эффект глубокого приятного точечного массажа стоп. В домашних условиях можно заменить покупное оборудование на то, которое сделано своими руками.
- Полосы препятствий из модулей. Преодоление полосы препятствий развивает ребенка физически (тренирует мышцы, ловкость, координацию движений), позволяет ему изучить возможности своего тела, учит его сообразительности и самостоятельности. В домашних условиях модули можно заменить на подушки разных размеров, мягкие игрушки и одеяла, смотанные в валик.
- Детский игровой туннель: предназначен для развития и совершенствования навыка ползания. В домашних условиях заменить туннель можно с помощью ткани и обруча, чтобы повторить форму туннеля. Либо же использовать стулья и табуреты, под которыми ребенку удобно будет проползти.
- Заворачивание при помощи гимнастического коврика для йоги или одеяла, в которые можно заворачивать детей: также своего рода препятствие. Ребенку необходимо отработать навык, связанный с умением освободить себя от посторонних предметов, задействуя при этом все части тела.
- Деревянная горка: преодоление препятствий в вертикальном положении способствует укреплению мышц рук и ног. В домашних условиях вместо горки дома может использоваться обычная стремянка, с помощью которой можно развить и усовершенствовать навык лазания. Также горку можно заменить перевёрнутым креслом.
- Стенка для скалолазания: отработка навыка лазания. В домашних условиях заменяется крепкой фанерой, на которые крепятся фигуры, за которые ребёнку удобно ухватиться, чтобы залезть выше.
- Специальные плотные модули и фитбол: на этом оборудовании удобно выполнять упражнение «гиперэкстензия» путём поднятия корпуса. Данное упражнение для проработки мышц спины и формирования правильной осанки. В домашних условиях используют спинку кресла или дивана, также подушки. При выполнении упражнения взрослый фиксирует ноги ребёнка.
- Катание с горки: при скатывании с горки у ребенка развивается координация он учится ориентироваться в пространстве. В домашних условиях заменяется крепкой фанерой или гладильной доской.
- Катание на качелях: при катании, особенно на качелях, происходит развитие вестибулярного аппарата ребенка. В домашних условиях родители, держа ребенка за ручки, раскачивают его в разные стороны.
- Подъем и спуск: данное упражнение укрепляет мышцы ног, формируя при этом навык подъема и спуска по лестницы. Необходимо приучать детей ставить поочередно сначала одну, затем другую ногу, поднимаясь на гимнастическую доску, скамейку, ящик, и так же спускаться.
- Ходъба приставным шагом вдоль опоры: упражнение направлено на укрепление мышц ног.
- Ходьба с преодолением препятствий: при ходьбе заинтересовывают ребенка подражательные упражнения. «Пройди, как мышка», «Пройди, как котик»и.
Любая двигательная деятельность при перемещении в пространстве способствует развитию равновесия.
Таким образом, использование оборудования, сделанного своими руками, для занятий физической культуры для детей с ОВЗ способствует физическому и психическому развитию, вырабатывает привычку к ведению здорового образа жизни и проведению полезного досуга.
Автор: Карова Алена Викторовна, учитель-дефектолог
Источники:
- Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Мозаика-Синтез, 2007
- Разенкова Ю.А. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии, М.: Издательский центр «Академия», 2000
- Разенкова Ю.А., Выродова И.А. Игры с детьми младенческого возраста.- М.:Школьная книга,2017