ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад № 5 "ЖЕМЧУЖИНА"
г. Каменск-Уральский
ул. Карла Маркса, д.77
+7 (3439) 37-00-15
detsad5.k-ur@yandex.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 5 "ЖЕМЧУЖИНА"
МЕНЮ

Проголосуй за благоустройство своего города!

Буклет "Как защитить персональные данные"

300 лет системе образования города Каменска-Уральского

 Речь - важнейшая характеристика развития человека. В возрасте от рождения до года формируются основные предпосылки речи, в это время большое значение для развития и воспитания ребёнка играет роль матери и других близких взрослых.

 Целенаправленное и систематическое стимулирование речевого развития ребенка в раннем возрасте помогает преодолеть имеющиеся проблемы и предупредить возникновение тяжелых нарушений речи в дошкольном возрасте.

 В раннем возрасте дети отличаются неустойчиво­стью эмоционального состояния. Поэтому многие родители понимают, что частый физический контакт - вовсе не блажь малыша, а нормальная физиологическая и психическая потребность.

 Никто и ничто не может заменить теплого, эмоционального взаимодействия взрослого с ребенком. Если ребенок этого лишен - возникает отставание и сложности в развитии: он растет вялым, безынициативным, его речь и познавательная деятельность отстают от нормы, возникают трудности в общении. И только в личностном общении у ребенка возникает ощущение своей нужности другому, так необходимое для возникновения чувства безопасности, повышенного жизненного тонуса, уверенности в себе.

 Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. В психологии этот этап принято называть периодом гуления.

 Следующая ступень в подготовке к овладению языком - период лепета или послоговой речи. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни ребенка и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений.

 Как пишет Л.С. Выготский, ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, сказав «ам-ам», можно получить есть, а сказав «мама», можно позвать маму.

 Есть данные, подтверждающие, что еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов. Наблюдательная мама может заметить, что примерно в 8 месяцев ребенок подражает звукам, которые слышит. Ребенок называет собаку «ав-ав», корову - «му», появляется ряд подражаний словам, которые произносят взрослые.

 Первые слова ребенок произносит в конце первого года жизни. Как правило, у девочек 11-12 месяцев в активном словаре имеется уже около десяти слов. К мальчикам первые слова приходят в 13-14 месяцев - в речевом развитии девочки опережают мальчиков примерно на 4-5 месяцев.

 Тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребенка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды — все это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи. Постоянное овладение речевыми навыками находит отражение в формировании мышления ребенка, а также его личности, характерологических особенностей.

 Уже в раннем возрасте необходимо обратить внимание на развитие слухового внимания. Начиная с 6-7 месяцев ребенок определяет направление звука - колокольчика, дудочки, погремушки. Продемонстрировав, как они звучат, родители могут предложить ребенку по подражанию постучать то громко, то тихо.

 Малыш уже готов слушать музыку в период гуления. Он оживляется, начинает «подпевать», стучит ручками, ножками. Позже, месяцев с 7-8, приплясывает, хлопает в ладоши, «поет». Нет детей, которые оставались бы равнодушными к звукам музыки.

 В конце первого года жизни ребенок правильно реагирует на многие, обращенные к нему слова. Мы говорим: «Покажи носик!», «Сделай ладушки!», «Где мама?» - и он показывает нос, хлопает в ладоши, ищет глазами маму. Он чувствителен к интонации, адекватно реагируя на вопросы и восклицания, на строгий тон и похвалу.

 Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны постараться избавиться от недостатков собственной речи. Не стоит непрерывно говорить с ним — это его утомляет.

 Наибольшее стимулирующее значение функции руки указывают исследования деятельности детского мозга, психики детей. Уровень развития их речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 Речевая функция ребенка, так же, как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь не прямая линия, он индивидуален и равномерен. В какой-то момент начинается бурное развитие определенного речевого фактора: фонематических процессов, фонетики, лексики, грамматики, связной речи. При этом другие факторы могут находиться в состоянии относительной стабильности. В определенный период все эти процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное учреждение.

 Очень важно, чтобы родители знали нормы развития ребенка, отслеживали этапы становления речевых навыков и своевременно обращались к специалистам за помощью, если обнаружили отклонения. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие и, напротив, опоздание может стать роковым.

Учитель-дефектолог,  Карова Алена Викторовна

07.12.2022 г.

© 2024. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5».