«Роль детских творческих конкурсов в развитии способностей ребёнка в образовательном процессе»
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».
Шалва Александрович Амонашвили
Развитие детей во все времена было важным вопросом, которому уделяло внимание абсолютное большинство педагогов. Воспитатели постоянно придумывают новые средства, приёмы и методы, с помощью которых можно привлечь детей и родителей к участию в конкурсах.
С учетом требований ФГОС сегодня развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, особенно в дошкольном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень и не знает, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Поэтому на сегодняшний день развитие дошкольников становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей.
В условиях реализации ФГОС на достижение качественных результатов в образовательной деятельности влияет множество разнообразных методов и приёмов. Метод, который мы практикуем в своей работе – это конкурсы. Как очные, так и дистанционные. Соревновательный задор, углубление знаний, расширение кругозора, желание победить становится целью и залогом успешности.
Именно поэтому, конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в детском саду является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в детях возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.
Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы, как воспитанников, так и педагогов. Организованная конкурсная деятельность стимулирует детей продолжать своё развитие, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме.
Любой, даже скромный по масштабам конкурс не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией и потребностями детских садов – это культурное событие, акция. Участие в конкурсах помогает ребенку формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов дети могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими, узнать много нового. Творческие конкурсы объединяют воспитанников и педагогов, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно- ориентированного обучения.
Каждый ребёнок, принимая участие в конкурсах, преследует какие-то свои цели. Для самых маленьких этот опыт станет полезным дополнением на первых этапах обучения, когда, собственно, и формируются начальные умения ребёнка познавать окружающий мир. Любой конкурс, фестиваль – это не только проба сил, но и расширение мировоззрения ребёнка, предоставление ему возможности саморефлексии от участия, общения и выступления. Яркость побед и горечь поражений могут стать дополнительным мотивом для продолжения занятий по выбранному виду деятельности, желания доказать самому себе своё превосходство и мастерство.
Профессиональное конкурсное мероприятие ориентировано на обучение, развитие детей, выявление лучших по определенным критериям, а не сравнивание всех между собой. Таким образом, конкурсы представляют собой пример конструктивного соревнования, здоровой конкуренции, в процессе которых ребенок получает возможность оценить собственные достижения и успехи других. На данной основе у детей формируется не только комплекс познавательных, интеллектуальных ресурсов, но и ряд позитивных личностных качеств, таких как: способность к рефлексии, учет позиций других людей, навыки работы в стрессовых ситуациях.
Дети средней группы «Красная жемчужинка» очень много участвуют в разнообразных конкурсах – творческих, познавательных, спортивных. Мы считаем, что они становятся увереннее в себе, их знания - более углублённые, ещё больше расширяется кругозор, и, конечно же, появилось желание побеждать, а это, как мы знаем, самый главный залог успешности.
В творческих конкурсах – развивают свои творческие способности, воображение, дети познают мир, учатся само выражаться, избавляются от стресса и страха, отвлекаются от негативных эмоций. В творческом процессе ребенок делает важные открытия, экспериментирует, создает что-то новое.
Дети, испытавшие на себе что такое «конкурс» и родители, которые правильно понимают смысл конкурса, поддерживают и направляют ребенка, являются великой движущей силой. Детям будет легче адаптироваться в школе, найти друзей, учеба для них будет в радость ведь учеба тоже своеобразный конкурс.
И в заключении, хотелось бы сказать, конкурс дает возможность конкурсанту показать другим свои достижения, умения и таланты!
Кузнецова Татьяна Геннадьевна, воспитатель.